Скоростными поездами в РФ называются составы, которые идут со скоростью выше средней железнодорожной. В нашей стране это больше 140 км/час. Составы, которые идут со скоростью выше 200 км/час называются высокоскоростными.
Впервые регулярное движение высокоскоростных поездов появилось в Японии с 1964 года. В СССР с 1963 года на маршрут Москва – Ленинград вышел скоростной поезд «Аврора». Его скорость доходила до 160 км/час.
Планы по внедрению именно высокоскоростного движения были и тщательно прорабатывались. Было выбрано именно направление Ленинград-Москва.
Но в результате известных политических событий планы не были воплощены в жизнь. В 1993 году президент отменил указ о создании такой магистрали между столицей и Санкт-Петербургом.
К старым планам вернулись позже. В 2009 году в рейс впервые вышел такой сверхбыстрый поезд под названием «Сапсан».
История «Сапсана»
Чтобы запустить маршрут именно высокоскоростного поезда потребовалась большая подготовительная работа. Первый высокоскоростной поезд российского производства был разработан к 2000 году. Но потом был признан технически недоработанным, а также экономически невыгодным. Руководство РЖД приняло решение закупить составы у германской компании Сименс, с возможностью техобслуживания в течение 30 лет.
Документ о покупке 8 поездов высокоскоростного типа подписали в 2006 году представители РЖД и Сименс. А в 2007 году в Германии открыли производство первого высокоскоростного электропоезда для России.
Первоначально предполагалось, что собирать составы «Сапсан» будут в России. Планировалось собрать порядка 60 составов, для этого создать специальное совместное производство. Но потом от этой идеи отказались. Закупили только 8 поездов этого типа. Эти поезда будут развивать скорость до 250 км/час, в будущем планируется увеличение максимальной скорости до 330 км/час.
Специальные рельсы для высокоскоростной железной дороги закупили у японской фирмы. Их использовали на Октябрьской дороге при разработке пути с высокой скоростью.
В конце июля 2009 года «Сапсан» сделал пробный рейс, а постоянно курсировать по направлению Петербург-Москва он начал с декабря того же года.
«Сапсан» и СМИ
С самого начала постоянных рейсов «Сапсан» обзавелся аккаунтом в твиттере и блогом. Там все желающие могут узнать нужную информацию и обсудить интересующие вопросы.
В сети появились и рисованные мультфильмы, где героем выступает персонаж Сапсанчик. Заказчик рекламы – РЖД. Есть и рекламные ролики, где присутствуют кадры реальных рейсов поезда.
Перспективы развития
Высокоскоростные составы признаны приоритетным направлением развития в РЖД. Но для этого необходимо строить специализированные магистрали.
Первая высокоскоростная магистраль Москва – Санкт-Петербург была давно запланирована, но так пока и не построена. В ближайшей перспективе – строительство высокоскоростных магистралей от Москвы до Казани, а затем до Екатеринбурга.
Обслуживание поездов Сапсан в современных условиях
Уход с российского рынка компании Siemens создал временные трудности, но не стал причиной отмены движения скоростных поездов Сапсан по маршруту следования Москва – Санкт-Петербург.
В рамках организации технического обслуживания и последующего производства новых поездов Сапсан успешно реализуется совместная программа РЖД и холдинга Синара – Транспортные машины.
В плане осуществления программы импортозамещения создано СП, которое занимается разработкой усовершенствованного аналога скоростного поезда Сапсан и курирует вопрос технического обслуживания имеющихся составов.
Удалось полностью сохранить российский штат специалистов. Складские запасы, которые остались после ухода немецкой корпорации с рынка РФ, также перешли в активы совместного предприятия.
Непосредственное обслуживание действующих поездов осуществляется на производственной базе компании Уральские локомотивы. Она входит в холдинговую структуру СТМ.
В настоящее время на мощностях предприятия в Верхней Пышме проводится масштабная реконструкция с целью организации комплексного техобслуживания действующих составов и последующего выпуска новых поездов.