Скоростными поездами в РФ называются составы, которые идут со скоростью выше средней железнодорожной скорости.
В нашей стране – это больше 140 км/час. Составы, которые идут со скоростью выше 200 км/час позиционируются, как высокоскоростные. Однако в России пока отсутствуют полноценные высокоскоростные магистрали.
Запуск высокоскоростных поездов
Впервые регулярное движение высокоскоростных поездов появилось в Японии в 1964 году.
В СССР с 1963 года на маршрут Москва – Ленинград вышел скоростной поезд Аврора. Его скорость доходила до 160 км/час.
Планы по внедрению именно высокоскоростного движения существовали и тщательно прорабатывались. Было выбрано маршрутное направление Ленинград – Москва.
Но в результате известных политических событий планы не были воплощены в жизнь. В 1993 году президент страны отменил Указ о создании такой магистрали между столицей и Санкт-Петербургом.
К старым планам вернулись позже. В 2009 году в рейс впервые вышел скоростной поезд под названием Сапсан.
История Сапсана
С целью развития движения высокоскоростных поездов в России была проделана большая подготовительная работа.
Первый высокоскоростной поезд российского производства был разработан к 2000 году. Однако потом он был признан технически недоработанным и экономически невыгодным. Руководство РЖД приняло решение закупить составы у германской компании Сименс с возможностью техобслуживания в течение 30 лет.
Документ о покупке 8 поездов высокоскоростного типа подписали в 2006 году представители РЖД и Сименс. В 2007 году в Германии открыли производство первого высокоскоростного электропоезда для России.
Первоначально предполагалось, что Сапсаны будут собирать в России. Планировалось изготовить порядка 60 поездов и для этого создать специальное совместное производство. Но потом от этой идеи отказались. Закупили только 8 поездов этого типа, которые теоретически способны развивать скорость до 250 км/час с перспективой увеличения максимальной скорости до 330 км/час.
Специальные рельсы приобрели у японской фирмы. Их использовали на Октябрьской дороге при разработке маршрутного пути поезда с высокой скоростью.
В конце июля 2009 года Сапсан сделал пробный рейс, а постоянно курсировать по направлению Санкт-Петербург – Москва он начал с декабря того же года.
Сапсан и СМИ
С самого начала запуска постоянных рейсов Сапсан получил аккаунты в социальных сетях и собственный блог. Там все желающие могут узнать нужную информацию и обсудить интересующие вопросы.
В сети появились и рисованные мультфильмы, где героем выступает персонаж Сапсанчик. Заказчик рекламы – РЖД. Есть и рекламные ролики, где присутствуют кадры реальных рейсов поезда.
Перспективы развития
Высокоскоростные составы остаются одним из приоритетных направлений развития для РЖД. Но для этого необходимо строить специализированные магистрали.
Первая высокоскоростная магистраль Москва – Санкт-Петербург была давно запланирована, но так пока и не построена. В ближайшей перспективе – строительство высокоскоростных магистралей от Москвы до Казани, а затем до Екатеринбурга.
Обслуживание поездов Сапсан в современных условиях
Уход с российского рынка компании Siemens создал временные трудности, но не стал причиной отмены движения скоростных поездов Сапсан по маршруту следования Москва – Санкт-Петербург.
В рамках организации технического обслуживания и последующего производства новых поездов Сапсан успешно реализуется совместная программа РЖД и холдинга Синара – Транспортные машины.
В плане осуществления программы импортозамещения создано СП, которое занимается разработкой усовершенствованного аналога скоростного поезда Сапсан и курирует вопрос технического обслуживания имеющихся составов.
Удалось полностью сохранить российский штат специалистов. Складские запасы, которые остались после ухода немецкой корпорации с рынка РФ, также перешли в активы совместного предприятия.
Непосредственное обслуживание действующих поездов осуществляется на производственной базе компании Уральские локомотивы. Она входит в холдинговую структуру СТМ.
В настоящее время на мощностях предприятия в Верхней Пышме проводится масштабная реконструкция с целью организации комплексного техобслуживания действующих составов и последующего выпуска новых поездов.